13. РАЗБОР ТАКТИКИ ДЕЙСТВИЙ НА КОНКРЕТНЫХ САМОЛЁТАХ

Часто не серверах встречаются ситуации, когда предлагается на выбор не вся линейка самолётов, а только часть (бывает так, что 1-2 и всё). В этой ситуации не приходиться выбирать и нужно уметь пользоваться тем, что есть. Подробно описывать отдельные моменты полётов на тех или иных кравтах не буду, а укажу лишь на те характеристики, которые позволяют иметь приемущество над противником и как правильно, на мой взгляд, использовать это приемущество.

Hurricane Mk. IIb, 1940
Главной особенностью этого самолёта является то, что у него как и у наших Мигов высотный мотор (не забываёте, что у него две ступени нагнетателя). Выбирая тактику для этого истребителя надо помнить, что чем выше у нас будет высота, тем лучшие характеристики будет показывать этот самолёт. Улучшение характеристик начинает проявляться уже выше 4000 метров.
Посмотрите на таблицу ТТХ files_and_programs\ttx.xls. (размер 23 Кb)
Внизу у земли это один из самых тихоходных и среднеманевренных кравтов. Его основной соперник BF-109Е-4 выигрывает у Харрикейна у земли по всем статьям за исключения виража. В вираже они примерно равны. Но Эмиль имеет просто колосальное приемущество в скорости около 70-ти км в час и в скороподъёмности. И вследствии этого может легко оторваться в любой момент по прямой. На высоте около 5000-6000 и скорости и скороподъёмности этих истребителей выравниваются. Но после высоты 6000м характеристики Харрикейна позволяют ему творить «что хочу» с Эмилем. Скороподъёмность Хуря просто на голову выше чем Эмиля. Так на подъём с 6000 до 8000 Эмилю нужно затратить 4-08, а Харрикейну всего 3-15. Высокая скороподъёмность Харрикейна на высотах выше 6000 м позволяет ему вести бои на вертикали как в одиночку, так и в паре. Хорошей тактикой для Хурика является также и бум-зум в диапазоне высот от 3000 и выше. Харрикейн имеет недостаточную скорость пикирования (максимум 700 км в час), поэтому длинный Бумзум с пикированием до высот 2000-1500 как на Фоках невозможен. После атаки будет сложно оторваться от противника, тем более что чем ниже Хурик спуститься, тем больше он будет проигрывать противнику в скорости. Если есть необходимость бум-зумить именно на этих высотах (например, противник выше не летает), то такой ситуации пара для Хурика просто необходима.
Вот собственно и всё. Вывод по Хурикам один – летать выше противника и по возможности выше 6000 метров. Там Хурик непобедим для Эмилей.

Spitfire Mk.Vb,1941
Многие этот самолёт считают высокоманевренным и соответственно строят свою тактику в расчёте на маневренныё бой на виражах у земли. На самом деле Спитфайр в точности повторяет почти все характеристики Хуря, но с гораздо лучшими показателями. Главная особенность Спитов это их высотность наверху и манёвренность у земли. Так, если сравнивать характеристики Спита и его главного соперника Фридриха, то у земли Спит имеет лучшую манёвренность, но худшие скороподъёмность и скорость. С ростом высоты скороподъёмности Спита и Фридриха выравниваются. А вот скорости лучше у Фридриха. На высоте после 6000 Фридрих проигрывает Спиту по скороподъёмности, но всё также берёт верх в горизонтальной скорости.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что Спит отличная машина для ведения бум-зума и боя на вертикали на высотах выше 6000 метров даже в одиночку. Пара мощных пушек позволяет убить противника одной очередью. Единственным недостатком Спита является его малый пушечный боекомплект, но 3-4 кила за вылет на нём привезти можно.
Вывод – точное повторение противоборства Хурика и Эмиля, чем выше Спит ведёт бои, тем лучше у него позиция.

Миг-3 (2 ШВАК)
Наверное, всем известно, что Миг – высотный самолёт. Его потенциал раскрывается уже после 5000 метров. Основной характеристикой, которая позволяет добиться приемущества перед ближайшими соперниками является скороподъёмность.
Взглянем на всё туже таблицу. files_and_programs\ttx.xls. (размер 23 Кb)
На высотах более от 5000 до 7000 метров Миг имеет примерно равную скорость по сравнению с BF-109F-4, а вот скороподъёмность чуть большую. На высоте же выше 7000 метров Миг становится просто убером. Его скорость и скороподъёмность просто очень велики по сравнению с Фридрихом. Скороподъёмность на высоте позволяет Мигу с успехом вести бои на вертикали на высотах выше 4500-5000 метров. На высоте Миг имеет и лучший вираж. Так что при выборе тактики для этого самолёта однозначно можно сказать – бум-зум и бои на вертикали на высотах выше 4000 метров.
Внизу у земли Миг проигрывает Фридриху примерно 10 км в час. Поэтому оторваться у земли не получится. Скороподъёмность у земли примерно равная. А вираж немного хуже, чем у тогоже Фридриха. Если вы вступили в бой на небольшой высоте, то наличие напарника просто необходимо. В случае ведения боя против Эмилей, Миг выигрывает у них по всем статьям кроме виража. Так, что против Эмилей можно воевать и в одиночку на вертикали, в свалке и на бум-зуме на всех высотах. А вот против Фридрихов всёже лучше в паре. Спустят вниз и вам каюк.

И-16

Это самолёт для оборонительного боя. Его низкая скорость и плохая скорость пикирования не позволяют ему заниматься бум-зумом и ведением боёв на вертикали. Единственное приемущество Ишака это вираж. Но вираж трудно противопоставить вертикали, особенно на высоте. Единственно возможной тактикой для Ишака могу предложить бои в свалке с начинающими пилотами. Против хороших пилотов и против асов Ишак ничего не сможет сделать. Высота полёта для Ишака должна быть 3000-4500 метров с тем, чтобы иметь шанс догнать и связать боем на горизонталях более быстрого противника. Но в боях на виражах это сильный кравт. Основными противниками Ишаков являются Эмили и Фридрихи (также как и для Мига). Фридрих превосходит Ишака по всем статьям, разве что Ишак немного выигрывает в скороподъёмности до 3000 метров. Но несильно. С эмилем Ишак может потягаться на вертикали, но не с целью завоевания высоты (здесь они на равных), а с целью достать противника на очередной горке, благо пулемётно-пушечное вооружение это позволяет. При полётах на И-16 наличие пары нужно как воздух. Одного просто заклюют. В полётах на ишаках следует широко пользоваться облачностью и всё время держать высоту. Сбить Ишака на высоте практически нереально, отвертится, а вот у земли сбить ишака проще.

Лагг-3, 1941
Этот самолёт хорош тем, что имеет достаточно высокую горизонтальную скорость практически на всех высотах. Но всёже проигрывает по этому показателю BF-109F-4. Также к плюсам относится его хорошая живучесть и сильное вооружение. Маневренные характеристики позволяют ему вступать в схватки на виражах со всеми самолётами противника и как с Эмилями, так и с Фридрихами. Основным недостатком Лагг-3 является его скороподъёмность. Она никуда не годится. Лагг быстро проигрывает в бою на вертикали с Фридрихом на всех высотах, в том числе и у земли. Применять тактику бумзума на Лагге можно, но на нём не получится чистого бум-зума. Если не убить противника, то он догонит. Исключение составляет только Эмиль. Пара для Лагга просто обязательна.
Особенно плоха скороподъёмность на больших высотах. Это самый нескороподъёмный самолёт, из числа разобранных мной. Бой на вертикали ему противопоказан в принципе. Однако, если в противниках имеются эмили, то с ними можн повоевать и на вертикали, только в паре и только невысоко.

BF-109 F-4
Этот самолёт является фаворитом у синих на 1941 год. Достаточно сильное вооружение, хорошая скорость, манёвренность и скороподъёмность позволяют применять на нём любую тактику в зависимости от конкретных условий. Единственно значимыми соперниками для Фридриха являются Миг-3 и ранний Спитфайр, которые летают на высотах выше 4000 метров. Поэтому, если вы видите, что сильные пилоты находятся в воздухе на Мигах или Спитах, то, скорее всего, они охотятся на вас на высотах 4000 и выше. Фридрих имеет гораздо большую скорость пикирования, с трудом, но всётаки уходит от Мига у земли, от Спита уходит у земли легко и непринуждённо. Фридрих у земли имеет вираж, лучший чем у Мига, а вот Спиту по этому показателю проигрывает очень сильно. Так что оторваться от главного преследователя можно без труда. Это обстоятельство позволяет совершать вылеты на Фридрихе в одиночку. Единственную опасность представляют Миг или пара Мигов, которые находятся на значительном превышении, а у вас недостаточно высоты для бегства. Тут выход один летать не ниже 4000 метров и тогда Миги вас не достанут. Против остальных самолётов противника Лагг-3, Як-1, И-16 Фридрих делает что хочет, они ему не конкуренты. Разве что в боях на виражах, но это со стороны Фридриха будет просто недопустимым. Надо использовать приемущества своего кравта в первую очередь.

BF-109 G-2
Густав очень хороший самолёт. Особенно он хорошо зарекомендовал себя в боях на вертикали на высотах выше 3000 метров. Здесь он царь и бог. Даже Ла-5ФН не могут с ним справиться. А Ла-7 ведёт с ним бои на высотах выше 4000 на равных. Основным недостатком, за который я не люблю этот самолёт является я его просто никакой обзор назад. Бронеспинка полностью закрывает нам обзор назад. А в бою на вертикали просто необходимо следить за тем, что твориться сзади (на какой дистанции противник).
Как я уже сказал основными противниками Густава являются Ла-5, Ла-5Ф и Ла-5ФН. Густав имеет сравнительно низкую скорость в горизонте на всех высотах. Так Ла-5 догоняет его в горизонте, правда с трудом. Ла-5Ф и ФН имеют значителное приемущество и легко догоняют Густава практически на всех высотах. Поэтому вести бои на BF-109G-2 нужно не ниже 3000 метров. Именно эта высота даёт мессеру значительное превосходство в климбе, что в конечном итоге помогает отрваться от противника и вести бои на вертикали. Спускаться ниже очень опасно. На Густаве также можно Бум-зумить, правда, делать это очень сложно. Всего одна пушка не даёт вероятности сбития противника с одной очереди. Густав имеет возможность летать с дополнительным вооружением – двумя подвесными пушками Мг-151. Но подвесы делают самолёт настолько тяжёлым и неповоротливым, что теряются все основные приемущества – скороподъёмность и маневренность на вертикали.
Вывод такой – этот самолёт исключительно для вертикального боя. Как одиночного так и парного. В некоторых случаях можно использзовать бум-зум с последующим добиванием. С подвесами лучше летать на перехват бомберов.

FW-190 А-4
Этот самолёт относится к разряду неманёвренных кравтов. Научиться воевать на нём достаточно сложно, но освоив вы полюбите его. У всех Фок два больших минуса. Первый это плохой вираж. Ну очень плохой. Второе это недостаточная скороподъёмность на максимальном климбе. Первый недостаток просто напрочь исключает применение FW-190 в боях на виражах. Однако в бою на вертикали, в свалках и в бум-зуме это просто непревзойдённый боец. Его основными плюсами являются очень сильное вооружение и хорошая доворачиваемость на повышенной скорости. Бум-зум это его стихия. Одна коротенькая очередь способна порвать практически любого. Фока из-за своей повышенной живучести очень хорошо подходит для перехвата бомберов. Как Ил-2, так и более опасных – А-20, Б-25.
При использовании именно этой модификации фоки следует обращать особое внимание на характеристики противников. Дело в том, что модификация А-4 даётся с 1942 года. Но и в 43, 44 годах на многих серверах эта модификация доступна. Как известно 42-43 год стал переломным в освоении СССР новых типов самолётов. Появилась Ла-5, позднее Ла-5Ф и ФН. У Англичан появился Мустанг. Именно эти самолёты представляют для FW-190A4 основную опасность, потому что могут её догнать. Опасаться прежде всего надо последних Лавок и Мустангов. Именно они имеют огромную скорость в горизонте и хорошую скорость на пикировании. При использовании этих самолётов противником я всегда летаю в паре и никогда в одиночку.
Общепринятое заблуждение, что Фока это высотный кравт. Это абсолютная чепуха. Высота фоке нужна только для того, чтобы иметь превышение над противником в начале боя и возможность смыться в случае чего. Все фоки кроме D-9 и Та-152 являются низко и средневысотными, и их характеристики в полной мере раскрываются на высотах до 5000 метрах. На высоте 6000 и выше воевать на фоках уже сложновато.
В бою на вертикали в одиночку фока нежизнеспособна за исключением одного случая – начальное превышение по высоте над противником. Вот почему надо стараться летать на фоках на больших высота 5000-6000 м. Превышение над противником по высоте должно быть не ниже 1500 метров в любом случае. Это даст шанс начать делать атаки по противнику и не давать ему подняться. Но даже с превышением на фоке нужно летать парой. Фока это самолёт группового боя. Чтобы развернуться на противника нужно время и без напарника здесь не обойдёшся.
Против таких скоростных самолётов как Ла-5ФН нужно летать на повышенных высотах. Фока может оторваться от Ла-5ФН в плавном климбе начиная с высоты более 2000 метров. Поэтому спускаться ниже 2000 метров опасно для жизни.
Выводы. Данная модель может с успехом использовать чистый бум-зум в одиночку, бои на вертикали и в свалках, но только в паре на высотах, зависящих от характеристик самолётов противника.

Ла-5ФН
Этот самолёт безусловно хорош. Высокая скорость, мощное вооружение, хорошая манёвренность позволяет воевать на нём и в паре и в одиночку. Но есть некоторые нюансы. Слабым местом всех Лавок является низкая скороподъёмность на высотах выше 3000 метров. Это не позволяет вести на равных бои на вертикали с мессерами, только с фоками. Поэтому для Ла-5 ФН как и для фок является актуальным встреча противника с имеющимся превышением. Самой распространённой ошибкой при использовании этого кравта я считаю расчёт на маневренный бой. Мой стиль использования Ла-5ФН полностью совпадает с тактикой использования Фоки. Никаких виражей. Только вертикаль и пикирование. Бум-зум тоже годится, особенно против мессеров. Пара Лавок на высоте – угроза всем противникам. Единственный противник, кто может догнать и достать огнём яэто FW-190А-5,6. Но выход при борьбе с ними прост. Надо быть просто выше и иметь прикрытие.
Выводы по использованию: подходят Бум-зум, бум-зум с добиванием, свалки, бои на вертикалях с менее скороподъёмными противниками. Неподходят бои на вертикали с мессерами особенно, начинёнными метанолом.

FW-190 A-5,6
Всё что изложено мной про модификацию А-4 вточности подходит и для А-5,6 за исключением одного. Модификация А-5,6 имеют большую скорость, лучший климб по сравнению с А-4. Поэтому с Ла-5ФН уже можно сражаться на равных, даже имея противника на своей высоте у земли. Хороши эти агрегаты для свалки. Кстати А5 отличается от А-6 только крыльевыми пушками и немного формой крыла, что в конечном итоге никак не влияет на их технические характеристики. А-6 предпочтительней из-за немного лучшего огня. Все разобранные виды тактик подходят для этого самолёта за исключением только одиночного боя на вертикали с более скороподъёмным противником.

Та-152
Этот самолёт я очень люблю. Его мощное вооружение (1 Мк-108 и 2 по 20 мм пушки) делает ташку отличным бум-зумером. Правда считается, что Та-152 это супер высотный кравт и сделает на высоте кого угодно, но я другого мнения. На высоте приходится несладко всем самолётам и выше 8000 метров бои, как правило, не проходят. Ташка хороша в диапазоне от 3000 и до 7000. Здесь её стихия. Рекомендации все теже самые, что и для Фок. Высота, высота и ещё раз высота. Без высоты Та-152 это потенциальный труп.
В противниках у Та-152, как правило, Як9У и Ла-7. От Ла-7 Та-152 уходит плавным климбом, начиная с высоты 2000 метров. От Як-9У климбом уже не уйдёшь. От него надо уходить пикированием и горизонтальным полётом у земли. Летать нужно только парой, потому что если противники будут воевать в тандеме Як-Ла, то вам хана. Особую осторожность нужно проявлять на пикировании, на скоростях близких к флаттеру. Резкие движения уже на скорости 750-780 могут привести к отрыванию крыла и гибели.
Вывод: отличный бум-зумер, хорош в свалке. Непериваривает одиночного боя на вертикали, особенно с Як-9У.

Р-51
Как и FW-190 этот самолёт относится к неманевренным (невиражным) истребителям высотного боя. Всё, на что способен Мустанг проявляется на высотах выше 6000 метров. Здесь он бог. На высоте выше 7000 метров он может соперничать с мессером в скороподъёмности. Является отличным бумзумщиком. Имеет отличную скорость пикирования. Воевать в свалках на нём проблематично. Вести бои на вертикали у земли он не может, а вот на высоте очень даже. У Мустанга не очень сильное вооружение. 6 пулемётов, даже крупнокалиберных, неспособны разорвать противника в одном заходе, но при достаточной тренировке могут натворить немало бед.
Выводы – летать высоко (это обязательно), бумзум и бои на вертикали на высоте.
Необходимость в напарнике определяется противником (его уровнем и используемым самолётом).

Р-47
Тандерболт имеет более сильное вооружение в виде уже 8 пулемётов. Отлично справляется с перехватом бомберов. Тактика действий такая же как и у Мустанга. Высотный бум-зум и высотные бои на вертикали. На практике Тандерболт очень часто используется как штурмовик, так как он несёт нехилую загрузку бомб и ракет. Но у земли Тандерболт безобидная машинка и его легко сбить. Основным приемуществом Тандерболта в бою с истребителями противника является его скорость на высоте более 7000 м, а также его скороподъёмность. На такой высоте с Тандером несравниться пожалуй никто. Пара тандеров на высоте очень опасная штука и порвёт кого угодно. Особо хочу подчеркнуть пикирующие качества Тандерболта. Он может разгоняться до 1000 км в час. Здесь уже он становится опасным противником даже для свистков типа Ме-262.
Выводы: высотный бум-зум и бои на вертикали на боьшой высоте. Внизу у Тандерболта практически нет шансов спастись.

BF-109 К-4
Это самый скороподъёмный самолёт из семейства мессеров. Этим всё и сказано. Сильное вооружение, хорошая скорость пикирования, метанол позволяют использовать этот самолёт практически на любой высоте как в одиночном, так и в парном бою. Единственный минус его в том, что на большой скорости К-4 имеет плохую управляемость и невозможно довернуть на противника, вынести упреждение и дать заградительную очередь. Да и в вертикали К-4 очень вяло делает развороты в верхней точке. Зато при чистом бум-зуме он хорош. Уйдёт незадумываясь от любой погони. Я обычно беру его когда нет пары и когда на сервере перевес противников.

Ла-7
Очень сбалансированный самолёт и считается убером. Каждый наверное начинал свой путь в Ил-2 с этого кравта. Большая скорость на всех высотах. Неплохая скороподъёмность, хороший вираж делают его ужасом для противников. Но как ни странно на Ла-7 красные пилоты часто гибнут. А всё дело в том, что взяв Ла-7 пилот чуствует себя непобедимым, зайдёт в хвост кому хочет, догонит кого хочет. И это, как ни странно и является ошибкой, потому-чтопилоты часто вступают в бой, находясь заведомо в пройгрышной ситуации или с превосходящим по численности противником. Итог – могила или в лучшем случае парашют в небе. Влевать на Ла-7 нужно осторожно, почти также как и на Фоках. Ни в коем случае не вступать с противником в вертикальные поединки в ситуации когда вы внизу, особенно с поздними мессерами. То, что вы прилипли сзади к мессеру, ещё ни о чём не говорит (в смысле что бой вы уже выйграли), вспомните как мессер легко вас затащит на высоту, где скороподъёмность Ла-7 резко снижается и может превратить вас в одну секунду из преследователя в жертву путём климба в спирали. Если чуствуете, что недостаёте противника, идущего вверх, лучше спикировать и уйти вниз, подальше с последующим набором высоты. Тоже самое можно сказать и про виражи. Да, виражи у Ла-7 отменные, но надеятся на них и применять их, значит проигрывать бой на вертикали. Короче я стараюсь не использовать виражи на Ла-7 никогда, за исключением, когда я полностью владею ситуацией.
Выводы: Классический бум-зум, бум-зум с добиванием, бой на вертикали с самолётами имеющими меньшую скороподъёмность, свалки. Это типы боёв можно с успехом использовать на Ла-7.

Як-9У
Отличительной особенностью этого самолёта является его скороподъёмность. Она выше чем у Ла-7 и приближается к мессерам. С ними он может с успехом воевать на вертикали, особенно в паре. Для бумзума он мало пригоден, потому что вооружение у Як9У для конца войны слабовато. Но если вы меткий стрелок, тогда Бум-зум очень даже возможен. Как правило те, кто летает на этом кравте применяют бум-зум с добиванием. Летают высоко, первой атакой пытаются как можно больше повредить противника, а потом садятся на шесть и начинают пилить. В принципе тактика верная, особенно если обстановка на предмет неучтённых противников контролируется на 100% или есть надёжное прикрытие сверху. Очень сильный кравт из-за своей скороподъёмности.
Выводы: Классический бум-зум, бум-зум с добиванием, свалки при контроле за обстановкой. Вертикальный бой с начальным превышением или в равных начальных условиях.

Для начинающих и некоторых пилотов со стажем сложность представляет перехват бомберов противника. Поэтому несколько слов хотелось бы сказать про эту сферу деятельности истребителей.
В перехвате бомберов очень важно выбрать самолёт со скорострельным оружием. Тактика атаки бомберов противника, имеющих задних стрелков одинакова. Суть её в том, чтобы как можно меньше по времени находиться в опасной зоне сзади самолёта противника. Соблюдать это условие и атаковать при этом можно лишь в атаке с превышения. Вы как бы бумзумите самолёт противника с уходом опять на высоту. В атаке у вас несколько секунд или даже десятых долей секунды на то, чтобы выпустить очередь.
При атаке по бомберам есть один нюанс. Когда вы стреляете по бомберу и за стрелка сидит сам вирпил, то в момент вашего попадания по нему он не может прицельно стрелять. Его самолёт от ваших попаданий колбасит и очень сильно. Если будет стрелять бот, то его попадания тоже буду не слишком точны. Поэтому по всем бомберам нужно стрелять длинной-длинной очередью и подлетая к самолёту противника наводить очередь на хвост самолёта или моторы. Так например, я с успехом применяю этот приём для убийства Б-25, идущего на высоте 6000-7000 метров. Я лечу строго с шести на скорости несильно превосходящей скорость противника и начинаю палить метров за 800. Если мои трассы попадают на таком расстоянии, то ему хана уже через секунду, полторы. Главное, чтобы попали первые снаряды. Тоже самое и А-20. Догоняете и издалека лупите длинной очередью. Вот примерные треки атаки Б-25 и А-20. Правда из офф-лайна, но суть таже
traks\fokapob25.ntrk (размер 370 Кb)
traks\a20kranty.ntrk (размер 430 Кb)
А вот например на Лавке стрелять по Хейнкелю лучше всего разогнавшись снизу-сбоку-сзади. У хенка под этим ракурсом мёртвая зона. Тут самое главное ему задымить хотябы один мотор, чтобы тот потерял скорость и стал более медленным. Потом уже можно атаковать со всех ракурсов и направлений, лишь бы очереди были подлиннее.. На треке, представленном ниже я сделал пару заходовименно под таким ракурсом и значительно повредил противника. Трек прилагается
traks\lapohenku.ntrk (размер 311 Кb)

Эта вся информация, которой я владею на сегодняшний день по истребителям. Всё, что я здесь изложил я использую в своих вылетах в онлайне.
Надеюсь она вам поможет. Расчёт конечно, в первую очередь на новичков онлайна, потму что пилоты со стажем всё это уже давным давно знают, а может у них совсем иные взгляды на построение тактики воздушных боёв.
Напомню ещё разок один самый важный момент при обучении виртуальному воздушному бою. Старайтесь учиться в первую очередь предугадывать траектории противника – видеть картину боя и его развитие. Научиться висеть на хвосте у противника и метко стрелять несоизмеримо проще, чем предугадывать развитие обстановки в бою.
Я часто летаю не только на истребителях, но и на штурмовиках и бомбордировщиках. Там есть свои прелести. Делая вылеты на истребителях я часто наблюдаю ошибки противников-штурмовиков и бомберов и очень хочется им подсказать, что так делать нельзя или делать это надо так-то и так-то. Поэтому пару глав я отведу тактике штурмовиков и бомберов.

Назад

Используются технологии uCoz