Однажды, в своём городе мы договорились встретиться в одном из компьютерных
игровых клубов с такими же вирпилами, как и я, с целью поиграть по локальной
сети, пообщаться, познакомиться. Пришёл я заранее, что бы наладить джой и установить
нужные программы и драйвера. Видя всю мою возню, клубный администратор подошёл
ко мне и спросил: «В чём кайф от игры, где надо полчаса лететь и искать противника,
а потом свалиться в штопор на первом же вираже? Для него Ил-2 такой же Контер-Страйк,
только воздушный и с использованием джоя. По крайней мере, разницы он не ощущает,
а гемороя с джойстиками и всем остальным на порядок больше». Я ему ответил,
что будь он трижды чемпионом мира по контре, я его могу завалить 100 раз подряд
просто спрятавшись за углом. Или мне просто повезёт. В ил-2, если ты чего то
понимаешь в этой игре, то новичёк тебя никогда не собьёт, а будет только удивляться,
как это тебе удаётся оказываться вне зоны досягаемости? Научится играть в «контру»
и подобные побегушки можно за пару дней. Что бы научится хорошо летать в Ил-2
нужно год-два, а то и больше. Это как научиться играть в карты – в «пьяницу»
(Контру) и в «преферанс» (Ил-2).
Я предложил ему сразиться в «контру», а потом в Ил-2 и посмотреть результаты.
А эти результаты и показывают, что авиасимуляторы вообще и в частности Ил-2
является именно симулятором – игрой сложной во всех отношениях и многогранной.
И симулирует он не только воздушную войну, но и все те чувства, переживания
пилотов, которые испытывали реальные лётчики, вылетая на задание. Именно в этом
прелесть Ил-2. Для человека, увлечённого авиацией, эта игра является просто
кладом. О том, что Ил-2 является не простой игрой, а интеллектуальной игрой
говорит и средний возраст игроков. По моим прикидкам это 25-40 лет. Есть кадры
и по 60, но это единичные экземпляры. Подросткам и людям, далёким от авиации
всё это просто неинтересно. Эта игра требует несиюминутного мастерства, и не
постоянных упражнений (набиванием руки как в контре), а в большей степени требует
изучения теории воздушного боя, понимания этой самой теории, осмысления её,
и умения применить эту самую теорию на практике.
Сколько себя помню, столько и играю в авиасимуляторы. Самую первую игру, которую
я увидел на персональном компьютере был авиасимулятор. Это было в 1987 году.
Подумать только, почти 20 лет назад. Не помню как называлась игра, но компьютер
был Синклер-Спектрум. Я сидел с открытым ртом и смотрел, как в углу бегают показания
высоты и скорости в цифровом виде, а земля отрисовывалась как отдельные чёрные
точки. Графика, конечно, была отстой (веренее её вообще не было), но виртуальным
небом я заболел.
Потом был F-117 на 286-ом. Дальше Air-Duel уже на 386-ом. Надолго задержался
на F-16 Cornet. Но итогом всего этого пути стала покупка Ил-2 Штурмовик. Когда
принес, установил и запустил эту игру, я провёл за компьютером не отрываясь
целые сутки. Я просто обалдел от графики, управления двигателем, разнообразия
вооружений и самолетов. Конечно, у меня не было джоя, летал на клавиатуре, комп
ужасно тормозил при взрывах. Но даже так мне нравилось бить наземку, просто
летать с дымами, выполнять различные фигуры. Позже я стал пытаться сбивать самолеты,
но, как правило, это у меня не выходило. Особый кайф испытывал при посадке.
Но на клавиатуре это сделать было необычайно сложно.
Следующим этапом стал выход Ил-2 Штурмовик Забытые сражения. Тут я решил, во
что бы то ни стало стать взаправдашным вирпилом и купить таки себе джой и новый
компьютер. Я в то время уже приобщился к инету только не в плане полётов, а
в частности стал посещать форум Ил-2 на официальном сайте «1С», но до полётов
в сети было ещё далеко. С форума я узнал, что без джойстика летать очень тяжело
и что народ режется в интернете. Пока что мечтой был хотя бы полет на мощном
компьютере, с каким-нибудь джоем.
И вот момент настал. Купил новый компьютер и джой - Трастмастер. Первые же полёты
показали, что джой от клавы очень сильно отличается. Целиться стало гораздо
лучше, маневры выполнялись без сваливаний.
Основной забавой на данном этапе была бойня с 2-4 мя асами противника. Особое
удовольствие я испытывал, когда удавалось сбить 4 Покрышкина на Мигах или 4
Хартмана на Мессерах. В то время я ни разу не выходил в сеть и даже не догадывался,
что уровень пилотов в онлайне, даже самых начинающих на порядок выше, чем у
асов-ботов. Сценарий моих боёв с ботами был прост. Схождение в лобовой, затем
вираж и дальше я старался более крутым виражём достать противника. Все бои происходили
в виражах, на высоте 100-1000 метров. О другом виде боя я не имел представления.
Сбивая в простом редакторе 4-8 асов на виражах в основном на Ла-7, я чувствовал,
что добился немалого, и мне захотелось большего, чем убивать ботов пачками.
Захотелось померяться силами с вирпилами.
Я установил себе «ADSL» - скоростной интернет. Сразу же первый вылет в онлайне
меня отрезвил. Я не мог сбить никого. Люди летали не так как боты. Их виражи
почемуто были круче моих, хотя практически любого бота я перекручивал. Буквально
в первом вылете столкнулся с бумзумером – Фокой. Помню вой мотора сзади, выстрелы
и мои крылья в дырах. Всё произошло так быстро, что я не понял, что это было.
Осмотревшись, я только и увидел точку высоко надо мной. Потом вторым заходом
меня сбили. И это на сервере с внешними видами!!!
Полгода я летал на разных догфайт-серверах. Бои происходили на высотах 0-1000
метров. Сценарий их был одинаков всегда. Увидел противника, встал в вираж, стараясь
сесть ему на хвост. А дальше будь что будет. Причём такой вид боя (а летал я
исключительно на Ла-7) я использовал и с фокой и с месом и даже с Зеро. Постепенно
набираясь опыта, стал приходить к мысли, что тактика и стратегия боя на виражах
не единственно возможная. Я, конечно, тогда знал, что существует бум-зум (ударил
– убежал), слышал о бое на вертикали, прочитал, что бой на вертикали предпочтительнее
боя на виражах. Но как это всё применить на практике я не знал и как вообще
это должно всё выглядеть?
Я летал исключительно за красных. Синие самолеты были чем-то чужеродным и непонятным.
Основными типами используемых мной самолетов на тот период были И-16 и Ла-7.
Два суперсамолёта, которые расценивались мной как непобедимые машины в руках
такого «неплохого» пилота как я. Главными характеристиками в самолёте для меня
были вираж и вооружение. Другие характеристики просто не интересовали.
Такая жизнь продолжалась достаточно долго. И вот однажды на одном из форумов
я прочитал интересные мысли одного вирпила о том, что важнейшая характеристика
у самолета это скорость и скороподъемность. Я долго не мог понять, для чего
нужна скорость? Ну да, догнать убегающего противника, да, выйти из боя, но для
чего она нужна, если в карусели все крутятся до последнего патрона, и никто
ни куда не бежит? Значит в карусели главное вираж. Но всё же меня это заинтересовало.
В одном из споров на тему что важнее – вираж или скорость (я отстаивал вираж)
– меня попросили представить трек, где я сбиваю на Ла-7 4 чайки-аса. Такой трек
я представить не смог. Я не мог понять, как можно на Ла-7 сесть на хвост Чайке,
а если сядешь, то, как там удержаться. В ответ мне прислали трек убийства 4-ёх
Чаек Лавкой, и я понял, что такое бой на вертикали и как нужно летать вообще.
Кстати он выглядел примерно так:
traks\4_i153_vs_la7.ntrk (размер 2,4
Мb)
Я понял, что не только вираж имеет значение. Ну, в общем моё отношение к воздушному
бою и характеристикам самолётов резко изменилось.
Это стало переломным моментом. Я активно стал собирать информацию. Долго и упорно
тренировался в простом редакторе. Собирал инфу по характеристикам кравтов. Набирался
опыта в онлайне в боях с хорошими пилотами. Анализировал свои бои, победы и
поражения. И вот настало время, и возникло желание поделиться своими знаниями
с кем-то, кто только начинает путь виртуального пилота или уже что-то имеет
за плечами, но не знает каких то тонкостей. Именно о такого рода информации
в своё время мечтал я, когда перелопачивал горы сайтов в поисках описаний тактик
ведения воздушных боёв. Качал треки, смотрел, но ничего не понимал или не мог
повторить. В инете достаточно информации по пилотажу, фигурам пилотажа, достаточно
сведений о ведении боёв, общих принципах ведения боя. Но я нигде не встречал
подробного описания тактики и стратегии ведения воздушного боя применительно
к онлайну с треками и скринами с файлами тимспиковых переговоров, с пошаговым
описанием треков.
Я сознательно уделил больше внимания именно тактике ведения боя, потому что
тактика – 80% победы, ну и потому что именно по тактике очень мало информации.
Нет, информации то конечно много и по тактике, но вот конкретно по тактике на
догфайт серверах информации не так много, или она разбросана кусками. Все описания
тактических приёмов, приводимые ниже, относятся к догфайт-серверам, которые
пользуются наибольшим интересом у вирпильского населения, и в частности относятся
к боям на Г1 (сервере Геннадьича). Этот сервер лично мне нравиться двумя вещами.
Первое это классный сервер статистики
http://www.gennadich.com/g1/
ну и второе это исторически верные подборки самолётов противоборствующих сторон.
Так, например в 43 году вы не встретите Ла-7, а на кубани вы не встретите Ки-83.
Разработчики (надо отдать им должное) проделали колоссальную работу по подбору
кравтов, представленных на каждой карте. Короче, это интересно. Учишься летать
не только на монстрах типа Ла-7 и Та-152, но и на Харрикейнах и Эмилях (BF-109Е).
Кроме того, на сервере Г1 нет внешних видов, которые я не приемлю в принципе.