11. БОЙ НА ВЕРТИКАЛИ.

Бой на вертикали самая главная составляющая воздушной войны. Во всех учебниках, инструкциях и рекомендациях по тактике ведения воздушных боёв на поршневых самолётах бой на вертикали позиционируется как основной тип воздушного боя.
Научиться сражаться в бою на вертикали очень сложно. Здесь в большей степени (как нигде) нужно уметь видеть противника, оценивать расстояние до него и предугадывать возможность атаки со стороны противника. Бой на вертикали постоянно связан с риском получить пару-тройку огурцов именно в тот момент, когда вы зависните беспомощно на горке. Но если вы будете на 100% чуствовать такой бой, то будете вознаграждены недосягаемостью для противника и полным превосходством положения.
Бой на вертикали, это, пожалуй, единственный способ воевать с более маневренным противником. Другого способа я не знаю. Разве что только командой в численном превосходстве.
В начале темы – «Теория боя» я привёл трек боя на BF-109F-4 с 4 –мя асами на И-16 тип 24, и сказал, что трек разберу отдельно. Вот и настало время разобрать этот трек. Сам трек здесь:
traks\i16_vs_f4.ntrk (размер 1,45 Мb)
Разбор трека:
Что примечательно – итак, бой на Мессере ЭФ-4 против 4-ёх асов на И-16 тип 24. У всех 100% загрузка топливом. Я специально поставил зимний вариант карты. Потому что в этом треке главное показать взаимное положение самолётов и возможные действия, а не поиск замаскировавшихся ишаков на фоне зелёной травы.
Схождение – как известно боты всегда идут в лобовую. Мне в лобовую идти резона нет (почему, я уже объяснял). От лобовой я ухожу пикированием и небольшим уходом в сторону. Как только я спикировал и набрал скорость я сразу делаю горку. Горку надо начинать делать до схождения. Таким образом в момент проскока друг друга я буду идти уже наверх и набирать высоту, а противник немного провалится вниз. Этот приёмчик я очень часто использую при боях на вертикали. Он позволяет заставить противника после схождения резко сделать вираж с разворотом на меня через низ. При этом у него этот самый вираж существенно съедает энергию. После того как противник развернётся на меня у него не будет скорости, чтобы догнать меня на горке.
На 6-ой секунде трека мы сошлись. Я плавно пошёл на верх. Основная моя задача на данный момент - оказаться как можно выше группы Ишаков и прямо над ними. Ишаки же изо всех сил стараются довернуть на меня и расстрелять.
26-ая секунда трека. Я оказываюсь прямо над ишаками. Я вижу, что они идут снизу вверх на меня. В свою очередь я буду идти сверху вниз на них. Здесь очень ответственный момент. Потому что выйти на дистанцию стрельбы нужно именно в тот момент, когда у ишаков уже закончится скорость и они беспомощные зависнут. Если же выйти на дистанцию стрельбы, и при этом скорость ишаков ещё позволит им лететь строго вверх, то произойдёт лобовая атака и возможно меня собьют. Чтобы этого не произошло в верхней точке я выдерживаю коротенькую паузу (с 26-ой по 28-ую секунды) и потом доворачиваю на ишаков. Именно эти пара секунд сжирают скорость у ишаков и они зависают неподвижно.
На 34-ой секунде атака первого ишака. Атака прошла успешно, так как атаковал я его сверху, почти отвесно, попал в крыло и по кабине. Ишак при этом неманеврировал из-за отсутствия скорости. От попаданий противник загорелся. Дальше его можно не трогать – он готов.
После первой атаки я оказался ниже всех остальных противников, так как пикировал отвесно вниз. Но в пикировании я набрал скорость, поэтому дальше нужно превратить эту скорость в высоту и тем самым опять оказаться выше противников. При этом нужно всегда помнить и оценивать скорость противников. Если они только что летели вертикально вверх, то скорее всего у них маленькая скорость.
С 44-ой секунды трека по 1 мин ровно я делаю плавную горку. Резко уходить вверх ни в коем случае нельзя, потому что ишаки, даже имея небольшую скорость просто срежут наш вертикальный вираж и окажуться на дистанции выстрела.
С 1-00 по 1-10 происходит атака идентичная первой. Так как все ишаки находились в одном месте и примерно на одной высоте мы атаковали самого удобного. В идеале атаковать нужно самого верхнего и после атаки уходить на высоту. В случае нашей атаки противник получил попадания в крыло (существенные) и по кабине. После атаки уходить наверх вертикальной горкой нельзя, потому что нашей энергии уже недостаточно чтобы вновь зависнуть над противником на недосягаемой для него высоте. Поэтому дале применяем приём спираль или удержание на горке.
С 1-40 по 2-30 мы идём чуть вверх и в небольшом вираже. При этом мы набираем высоту, уходим из прицела противника и потихоньку отрываемся от него.
Примечательно что на 2-15 противник уже не смог на нас довернуть и мы стали от него отрываться всё также с набором высоты.
На 2-30 настала пора сделать переворот и произвести атаку. При этом мы немного пикируем вниз, чтобы набрать скорость и получить побольше манёвренности для доворота на противника.
На 2-42 мы произвели атаку. Суть этой атаки не в том, чтобы попасть и сбить. Самое главное это заставить противника выполнить манёвры уклонения и тем самым вынудить его потерять скорость. Это позволит нам подготовить следующую атаку, которая будет более результативной.
С 2-48 по 2-58 я выполняю боевой разворот через верх. При этом оказываясь у противника на шести. Он в 2-58 начинает выполнять левый вираж, уходя от моей атаки. Видя, что он встал в левый вираж в 3-00 я начинаю выполнять верхний Йо-Йо с доворотом в сторону виража противника.
В 3-10 противник выполняет горку – очень неудобный для меня манёвр, так как он в итоге оказывается выше меня. В 3-15, после того, как он закончил выполнять горку я пошёл наверх, чтобы превратить свою скорость в высоту и оказаться выше ишака. Я делаю максимально возможную горку. Скорость при этом снижается до 80-ти км в час. На исходе горки я валюсь на крыло, но сваливание это прогнозируемо и происходит оно в строну ишака.
После горки с 3-25 по 3-40 я выполняю пикирование и доворачиваю на противника. Он видя мою атаку пошёл в правый вираж. В 3-47 я его атаковал заградительной очередью и попал.
С 3-50 по 4-15 противник после попаданий пошёл по прямой. Мне не составило труда довернуть на него и догнать. Я оказался строго на шести у ишака. Дальнейшие действия противника легко прогнозируемы. Обычно ишаки уходят от атаки с шести сплитом. И точно,в 4-20 он перевернулся вниз головой и потянул ручку на себя. А я уже ожидал этот манёвр и заранее сделал упреждение прицелом. Упреждение оказалось верно и я срезал крыло у ишака.
Остался ещё один противник. В пылу боя он вышел из поля зрения и теперь его нужно было для начала просто найти.
Я стал осматриваться по сторонам и увидел егов 4-30 сзади-справа. Противник был на моей высоте и летел за мной. Я стал проворачивать в голове различные планы действий. Первое, что пришло на ум это следующий план.
Противник остался один. Сбить его можно только если я буду выше него. Он от меня в данный момент далеко. Следовательно я могу развернуться, затем сойтись с ним в лобовой (от лобовой увернуться) и после схождения уйти наверх как при первой атаке еще в начале боя. Оказавшись вверху, я смогу его атаковать сверху и хотябы подранить.
С 4-32 по 4-43 я выполняю боевой разворот и разворачиваюсь на противника в лоб. После разворота я сразу иду вниз и в право, уходя от лобовой.
В 4-50 мне вдруг в голову пришла идея сделать небольшой левый доворот и ещё раз изменить свой курс, чтоб противник ещё меньше имел шансов атаковать меня в лоб. И точно, противник пытался атаковать, но неожидал последнего манёвра.
Сработал тот же самый приёмчик и я пошёл на горку, а противник стал разворачиваться на меня через низ теряя энергию в вираже и в снижении. Я завис над противником и в 5-03 пошёл в атаку сверху.
Но видя, что противник летит снизу на меня и возможно будет лобовая я ушёл от лобовой атаки, сделав горку. Очевидно ишак набрав скорость при развороте через низ получил запас энергии, позволивший ему отразить мою атаку.
В 5-15 я делаю горку и вижу, что ишак опять пошёл вниз с набором скорости. Очевидно ему понравился приём с лобовой снизу.
В 5-32 я начал повторную атаку сверху и теперь ишака подловил. Первыми же попаданиями я срезал у него крыло.
Бой был выйгран.

Для многих бой на вертикали это совершение вертикальных манёвров с целью выхода противнику в хвост. Некоторые (я не раз уже об этом упоминал) считают даже вертикальные виражи – то есть петли боем на вертикали.
Я считаю совсем иначе. На мой взгляд, вертикальный бой отличается от горизонтального одной главной вещью. В горизонтальном бою у вас одна задача – выйти на позицию огня, как правило, прицепится на хвост противнику. В вертикальном бою имеется первоначальная задача – завоевание высоты. Мы вначале схватки должны оказаться выше противника, и над противником любыми методами. Вот когда высота завоёвана, вот тогда уже собственно наши силы мы направляем на планомерное уничтожение противника путём атак по нему сверху с последующим уходом на высоту.
Таким образом, каждый бой на вертикали основан на двух постулатах вертикальной схватки. Первое это завоевание высоты. Второе это атака противника, имеющего более низкую энергию.
Самое главное в бою на вертикали это завоевание высоты. Именно высота даёт нам недосягаемость для противника. Он не может, задрав нос и наведя на вас прицел, постоянно лететь вверх, сблизиться на дистанцию выстрела и потом ещё начать стрелять. Где то посередине этого пути его скорость должна упасть до критической отметки, и он долже зависнуть, представляя из себя в этот момент очень удобную мишень. Но добиваться нужно не просто высоты над противником, а ещё и определённого положения относително противника. Вы должны быть строго над противником. Только в этом случае он не может на вас довернуть и достать. Это хорошо показано на схемке ниже:
shemy\raznica.jpg (размер 118 Кb)
Из рисунка наглядно видно, что, находясь над противником вы недосягаемы для него, а находясь при тойже разнице в высоте, но немного в стороне, противник имеет шанс вас достать. Поэтому в бою на вертикали очень важно все манёвры строить таким образом, чтобы уходить вверх, пытаясь оказаться всё время над вашим противником.
Теперь перейдём к развитию боя с момента обнаружения противника. Хорошо, если вы встретили противника ниже себя. Вам не нужно биться за высоту, а можно сразу приступить ко второй фазе вертикального боя – планомерному уничтожению противника или его повреждению, а уже потом уничтожению. Многие, кстати это называют Бум-зумом. Но теперь то вам понятно, что это вовсе не бум-зум, а вторая фаза боя на вертикали. Так вот, очень часто бывает, что противника вы втречаете не ниже себя, а на своей высоте или даже выше себя. Встаёт вопрос о том, как завоевать высоту для начала агрессивных атакующих действий. Тут возможны два варианта (по крайней мере, я использую только их).
- вертикальная горка после схождения
- плавный климб в спирали

существует ещё и третий тип завоевания высоты, но он очень похож на климб в спирали. Его изюминка в том, что вы встаёте в вираж и крутите спираль, пытаясь зайти как бы в хвост противнику, а на самом деле вы по спирали лезете наверх. За счёт лучшей своей скороподъёмности вы начинаете захватывать приемущество по высоте и противник при этом не может вас достать. Но на мой взгляд этот метод уж очень похож на туже спираль, только витки у спирали более крутые. Так что я считаю, что существует только два способа завоевания высоты. Разберём каждый из этих способов отдельно и подробно.
Вертикальная горка после схождения. Как поступает большая часть вирпилов после схождения в лобовой? Как правило, большая часть начинает тупо виражить, стараясь зайти в хвост противнику в горизонтальном вираже. Эта часть вирпилов ошибочно думает, что противник также старается в вираже довернуть на них. Я их называю виражистами. Против таких пилотов плавная горка после схождения идеальный вариант выйграть бой за высоту уже после первого схождения.
Опишу очень поучительный бой. Трек его не сохранился, но он настолько показателен, что немогу не описать его.
Я летел на Ла-5Ф и заметил впереди себя предположительно противника. Как оказалось потом это был BF-109 G-2. Самолёт достаточно маневренный. Мы сошлись в лобовой примерно на одинаковой высоте и одинаковой скорости (от лобовой, правда, уклонились оба). Из этого я сделал первые выводы об уровне пилота. Он был выше новичка и боялся лобовых, как и я. После схождения я плавненько стал забирать вверх и делать горку. Мой противник встал в горизонтальный вираж в надежде на виражный бой. При этом, находясь в вираже, он меня на секунду потерял из вида (я ведь был в этот моент над ним). Противник, продолжая вираж, меня не мог найти несколько секунд, но потом всёже понял свою ошибку и, увидев меня, стал на меня разворачиваться. Так как он уже значительно потерял в скорости (вираж сожрал его скорость), а я всё это время висел над ним в вертикальной горке, то пытаясь достать меня на вертикали он завис на месте. У меня в этот момент была идеальнейшая позиция - я был выше и сзади него. Я опустил нос, немного разогнался и выстрелил. Очередь прошила моторный отсек. Из его мотора пошёл лёгкий дымок.
После своей атаки сверху вниз я оказался ниже мессера. Я знал о небывалой скороподъёмности G-2 и решил не лезть на горку вновь. Он мог меня достать. Осознавая, что мотор мессера повреждён, и он не сможет протянуть больше 10 минут, я решил пойти на хитрость. Я развернулся в сторону своего аэродрома и полетел по прямой. В горизонте G-2 никогда не догонит Ла-5Ф при равной начальной высоте. Мессер, видя, что я к нему повернулся хвостом, развернулся на меня и стал пытаться меня догнать. Так мы пролетели 7-10 км. Мессер видя, что меня ему не догнать тут же развернулся и полетел к себе. Я, в свою очередь тут же развернулся за мессом и стал его потихоньку догонять. Месс увидел, что я его просто так не отпущу, опять развернулся на меня. Но к тому моменту его мотор уже был на издыхании. Я просто подождал, когда мотор противника остановится, и расстрелял его беспомощного в воздухе. Мессер взорвался.

Этот бой показателен тем, что во-первых уже в начале боя вертикальный манёвр позволил мне решить исход боя в свою пользу, а во-вторых хитрость заманивания повреждённого противника к себе на территорию не давала противнику никаких шансов выжить.
Интерес в контексте темы представляет первая фаза боя, когда мы начали маневрирование уже после первого схождения. Схема боя представлена на рисунке:
shemy\zavoevan.jpg (размер 61 Кb)
Из рисунка видно, что, уйдя горкой вверх, я сразу завоевал приемущество перед противником, пока он разворачивался в вираже и искал меня в горизонтальном полёте. Горка может помочь только в том случае, если вы видите, что после схождения противник пошёл в вираж, поэтому в бою надо постоянно следить за действиями противника и строить свою тактику исходя из этих действий. Если бы мессер пошёл не в вираж, а скажем, стал бы тоже делать горку, то скорее всего он бы у меня выйграл по высоте и оказался выше. Я бы в ответ на его горку просто пошёл бы по прямой с разворотом в свою сторону.
Завоевание высоты горкой после схождения возможно только в случае если у вас более скороподъёмный самолёт, либо вы видите, что противник не делает попыток захватить высоту, как в разобранном примере. Также горку можно делать после схождения, если вы обладаете на момент схождения большей энергией. Скажем, вы немного пикировали и разогнались до 550, а противник наоборот немного климбился и его скорость была 350. Здесь ваше приемущество после горки будет очевидным, даже если он будет тоже выполнять горку и даже будет пытаться доворачивать на вас сразу же. Если же вы сошлись на одинаковой скорости с более скороподъёмным и достаточно маневренным самолётом, то выполнение горки будет для вас фатальным. Противник может просто резко сделать полупетлю вверх и зайти вам в хвост, а потом расстрелять вас зависшего и беспомощного. Это показано на схемке ниже:
shemy\dostal.jpg (размер 69 Кb)
Из схемки видно, что противник (BF-109) сделает резкий разворот в вашу сторону через верх, потеряет часть энергии на маневрировании, но это позволит ему всего лишь оказаться чуть ниже и сзади вас. У него будет наивыгоднейшая ситуация для атаки.
Итак, подведём итоги, а вернее обобщим ситуации, когда возможно выполнения вертикальной горки после схождения для завоевания высоты. Горку после схождения можно применять в случаях:
- если противник после схождения пошёл в вираж или в сплит (сплит это вообще подарок нам)
- если противник на менее скороподъёмном или гораздо менеескоростном самолёте
- если в момент схождения мы имели приемущество в скорости (как правило такая ситуация имеет место, когда до схождения мы немного пикировали и набирали скорость, а противник климбился и соответственно терял её).
При выполнении горки после схождения хочу обратить ваше внимание на технику выполнения фигуры. После схождения мы не сразу резким движением делаем горку, а сначало плавно забираем вверх и смотрим назад на противника – на его действия, прикидываем скорости и оцениваем обстановку. И только через пару-тройку секунд уже тянем ручку на себя посильнее, и начинаем лететь вертикально вверх. Мы делаем как бы паузу перед горкой. Это наиболее безопасно. Даже в случае с ишаками такое исполнение горки после схождения, позволит нам оторваться от ишака не теряя в скорости, а вот когда оторвались, то можно уже и вертикально лезть вверх. Особенно полезно выдерживать паузу перед горкой в бою с маневренными машинами типа Чайки, Ишака, Зерро. Они могут мгновенно развернуться на наш самолёт и даже с меньшей скоростью получить огневое решение, если мы тут же пойдём резко вверх.
Первая горка после схождения не всегда даёт полное приемущество и возможность атаковать. Чаще всего у вас получается небольшой запас высоты. Его нужно развить. Развить его можно только один приёмом – атакой на противника или имитацией атаки. В этой фазе боя необязательно попасть. Нужно заставить противника делать манёвры уклонения от ваших мнимых атак. Именно эти манёвры уклонения сделают ваше преимущество в высоте более существенным. Естественно вы должны эти атаки выполнять пикированием на противника, лучше сзади-сверху. После пикирования обязательно уход наверх, на высоту, чтобы оказаться над противником. Таким образом, вы постепенно путём пикирования на противника и последующей горкой будете повышать разрыв в высоте.
По поводу горки это всё.
Теперь разберём второй способ завоевания высоты.
Плавный климб в спирали. Я уже достаточно подробно разбирал его в теме-теория боя. Поэтому подробно ещё раз я описывать его не буду. Там тоже есть схемки. Представлю лишь несколько треков с разбором. Дополнительно я лишь разберу начальные условия, при которых этот приём может сработать. Первое и наиглавнейшее условие для подобного способа завоевания высоты является условие преобладания в скороподъёмности. Ваш самолёт должен быть скороподъёмнее чем самолёт противника. Например, BF-109 G2 и Ла-5ФН. Климб этих самолётов до 3000 метров примерно одинаков, а вот после 3000 мессер значително выигрывает. Значит климб в спирали нужно выполнять после 3000 метров. Или же начать делать до 3000, климбиться выше 3000, а заключительную стадию проводить уже на 3500-4500 в зависимости от обстановки.
Но вернёмся к вариантам различных ситуаций, приняв, что наш самолёт скороподъёмнее вражеского.
Итак, возможны несколько вариантов:


- вы сходитесь с противником, имея равные скорости,
- вы сходитесь с противником, имея приемущество в скорости,
- вы сходитесь с противником и тот имеет приемущество в скорости.


В случае, если у нас при схождении приемущество в скорости, то климб в спирали собственно ненужен. Мы выше разбирали этот пример и пришли к выводу, что простая горка после схождения даст нам приемущество в высоте. Но возможен случай, когда делать горку проблематично или скорее опасно. Этой опасностью могут быть другие противники, если их несколько, а также недостаточно большая высота боя. При малой высоте боя другие противники могут подойти к вам на вашей же высоте, но с превышением в скорости и могут атаковать вас, когда вы не будете их видеть, выполняя вертикальные манёвры. В этом случае бой надо оттянуть куда нибудь подальше и повыше. Здесь нам идеально поможет климб в спирали.
Второй случай, это когда противник имеет равную скорость при схождении. Этот случай как раз для климба в спирали. После схождения с противником, вы просто летите прямо, как будто никого не заметили. Можно плавно развернуться в сторону своей линии фронта. И самое главное, после того как вы разминулисяь с противником вы начинаете постепенно набирать высоту. Противник, конечно сразу развернётся на вас, но уже сто раз проверено, что у него просто не хватит скорости, чтобы догнать вас, потому что часть скорости он потеряет в развороте на вас. Вот противник развернулся и стал пристраиваться к вам на шесть. Вы летите прямо и не дёргаетесь. Дальше начинаете климбиться так, как я это описывал в теории боя. Сначало 260 км в час, потом 240 км в час. Вы всё лезете и лезете наверх. Тут уже должно сыграть ваше приемущество в скороподъёмности. Вы должны постепенно отрываться от противника и лезть вверх. Если ваша скороподъёмность будет ниже, то противник вас просто догонит и убьёт. И вот последняя фаза. Вы так высоко задрали нос, что противник уже не может лететь за вами вверх и летит фактически по прямой, а вы делаете последнее усилие и на секунду зависаете на месте. Противник оказывается под вами и дальше вы уже пикируете на него, перевернувшись на крыло. Если даже от первой атаки ему удастся увернуться, то считайте бой за энергию вы выйграли.
Теперь третий случай, когда противник имеет приемущество в скорости. Тут могу дать лишь один совет. Если приемущество соперника высоко по скорости схождения, то в этом случае ни горка, ни плавный климб вам не помогут. Противник, если он не полный олух развернётся и догонит вас. Тут либо вы принимаете бой на виражах, и сами пытаетесь через верх довернуть на противника, либо вы просто удираете в пикировании, используя какие либо приемущества своего самолёта. В иных случаях вас убьют.
Если же противник в момент схождения имеет приемущество, но небольшое, тогда можно попробовать завоевать высоту в климбе спиралью, но стараться это делать осторожно, не подпуская противника близко. В противном случае, если вы чуствуете, что вот-вот по вам откроют огонь нужно сразу выходить из боя или выполнять защитные манёвры.
Я надеюсь, что я объяснил всё понятно и доходчиво. В своих вылетах все описанные приёмы я использую постоянно и исключительно когда летаю на мессерах. Вообще мессер имеет очень большое достоинство – на нём можно летать в одиночку. Все те приёмы, которые я описал дают выигрывать бои даже с противником численно превосходящим вас. Нужно только стараться контролировать самого верхнего противника и проводить атаки по нему. Мне запомнился вылет, когда я воевал против двух Лавок. Причём на сервере больше никого не было. Я вёл бой прямо над их филдом. И сбивал их по очереди. А они меня не могли достать, потому что я старался быть выше самого верхнего.
Ведение боя на вертикали самый сложный в техническом и тактическом плане тип боя. Чтобы его освоить нужно очень хорошо чуствовать поведение противника. Потому что как нигде в бою на вертикали все ваши действия целиком и полностью зависят от действий противника. Это как в шахматах. Противник сделал ход – вы ответили. Основные ходы я попытался разобрать, но их гораздо больше. Очень часто встречаются и ошибки. На трёх из них хочу остановить ваше внимание. Они очень распространённые.


Первая ошибка – качели. Помню на жёлтом форуме промелькнула тема – как завоевать высоту и вообще вести бой на вертикали на мессере. Так вот все в один голос утверждали про качели как основной способ завоевания высоты. Суть качелей в том, что после схождения вы делаете вертикальную горку, на ней зависаете и потом, пазвернувшись и разогнавшись вниз, опять делаете вторую горку. Вторая горка позволяет вам на несколько сот метров набрать высоту большую. Считается, что менее скороподъёмный противник не в состоянии вас достать, а вы завоюете таким образом высоту и начнёте атаковать сверху.
Примерная схема качелей здесь:
shemy\kachely.jpg (размер 80 Кb)
Я, в своё время пытался применить эти качели, но меня, как правило сбивали в наивысшей точке. Точно также и я сбивал своих проивников, которые пытались «возвыситься» с помощью качелей. Ошибка качелей в том, что это очень опасный метод. Я бы сказал 50 на 50. Если противники имеют равные энергии на схождении, то тогда даже я бы сказал не 50 на 50 а 30 на 70 и не в пользу того, кто делает качели. Засада кроется в том, что находясь над противником и зависнув над ним неподвижно вы должны иметь превышение как минимум в 1000 метров, чтобы у противника небыло возможности выстрелить по вам. При правильных контрмерах противника он будет вас доставать. Зависать на высоте и чуствовать себя безопасно можно только в одном случае – это когда вы уже обладаете достаточной разницей в высоте. Но если вы уже обладаете достаточно безопасным превышением, то вы уже должны не стараться лезть на высоту, а стараться атаковать противника, чтобы он уворачивался от ваших атак и сам спускался вниз. А вот зависая на качелях, вы серьёзно подставляетесь. По своей сути это серия горок, которые я разобрал выше, но при условии отсутсвия начального превосходства с вашей стороны.
Вторая ошибка это неправильная траектория горок. Эта ошибка связана не с завоеванием высоты, а с атаками уже опущенного противника. Посмотрим на рисунок, и сразу станет всё понятно.
shemy\error.jpg (размер 69 Кb)
Из рисунка видно, что резкий и несвоевременный уход на горку может позволить противнику срезать вашу траекторию и приблизиться к вам на расстояние выстрела. Противник при этом может вас повредить, или даже сбить. Основное лекарство против таких ошибок это правило – выполнять резкие горки только до пролёта над противником и если уж вы его пролетели, то выполнять плавные горки, чтобы противник не срезал вашу траекторию. Третья распространённая ошибка в боях на вертикали это неправильная оценка энергии противника и его скорости. Что самое главное в бою на вертикали? Самое главное это не дать противнику шанса в вас выстрелить. А недать такого шанса мы можем, только держа противника на достаточном расстоянии. В достаточном расстоянии наша безопасность. Оценивая энергию противника, его скорость нужно чётко себе представлять, где противник может оказаться по отношению к вам, если он будет делать на вас доворот (достанет он вас или не достанет?). Именно доворот противника на вас нужно всегда держать в уме, потому что я не встречал таких вирпилов, которые, имея равное или худшее положение по высоте, не доворачивали бы на противника в бою при возможности сделать это.
Если исключить разобранные ошибки в своих вылетах и следовать правильной тактике, то в боях на вертикали почти всегда будет побеждать более скороподъёмный самолёт. Мы просто не дадим противнику шанса. Он либо выйдет из боя сразу, либо выйдет из боя, когда проиграет по высоте, ну а если он попадётся настырный, то умрёт от ваших атак сверху. Как правило, в вертикальном бою я сбиваю тех, кто изовсех сил, даже понимая, что проиграл по высоте упорно пытается меня достать. Умный противник слиняет. Особенно когда у него более скоростной самолёт.
Я уже упоминал о том, что бой на вертикали ещё хорош и тем, что позволяет биться в одиночку как с одним противником, так и с несколькими. Находясь выше противников уже неважно сколько их 2, 3 или 10. Если вы находитесь выше их всех, то они вас не достанут, а вы будете выбирать – кого из них атаковать первым.
Пример такого трека представлени ниже.
traks\1vs2.ntrk (размер 2,4 Мb)
Разбор трека:
Что примечательного – находясь на сервере только вдвоём я предложил моему противнику подуелиться. Он сказал, что плохой истребитель, но тем не менее согласился.
0-18 я увидел противника, идущего от меня. Расстояние до него около 1200-1500 м
Так как это всётаки дуель, то я решил не атаковать его сразу, а дать возможность набрать высоту и определиться с его и моим положениями.
0-41 Я намеренно снизил скорость, чтобы наши энергии сравнялись. Потом я увидел у Лавки выпущенные закрылки. О чём я и сообщил в чате.
1-31 Через чат я дал понять противнику, что нахожусь у него сзади. Я думал, что тот развернётся, отойдёт подальше и мы сойдёмся в лобовой…но противник пошёл вниз.
1-41 Я остался наверху и стал наблюдать за Лавкой. Очевидно, уйдя вниз, она развернётся носом на меня и будет пытаться меня атаковать.
1-45 Вот Лавка начала делать правый вираж, чтобы зайти на меня сзади. Я продолжаю висеть на высоте.
1-50 Лавка делает ещё один сплит в надежде набрать скорость и попытаться меня достать на горке. А я иду наверх, наращивая своё подаренное мне приемущество с целью атаковать Лавку в момент, когда она зависнет на горке, атакуя меня.
2-03 Но тут я понял что пилот лавки действительно плохо летает на истребителях и решил что пора атаковать его.
2-15 начинаю делать заход. Скорости и высоты достаточно, чтобы в случае проскока уйти опять вверх.
2-20 Лавка пошла в левый вираж. Я имея повышенную скорость скорее всего не смогу поставить заградочередь, так как манёвренность Мессера на повышенных скоростях ограниченна.
2-25 И точно я не достаю. После ухода лавки в левый вираж я иду вверх и выполняю верхний Йо-Йо.
2-34 И вот я оказался сзади и выше лавки.
2-40 Начинаю делать ещё один заход.
2-50 Хорошая позиция для атаки, но опять нехватает маневренности для того чтобы взять упреждения. После неудачной атаки ухожу вверх
3-05 Я опять оказался выше лавки и делаю повторную атаку.
3-10 Лавка пошла вверх. но без скорости. Это идеальная позиция для меня. И ракурс и наши скорости могут позволить атаковать на 100%.
3-14 Ставлю заградительную очередь и лавка прошивается от кока до хвоста.
3-30 Готовлю ещё одну атаку, но в чате вижу сообщение, что я выбил рули Лавке и пилот прыгает с парашютом.
3-50 В списке пилотов вижу. Что к нам присоединился ещё один красный пилот на Як-9. Теперь я буду сражаться с парой противников. Тактика – бой на вертикалях.
5-00 Чтобы получить начальное приемущество по высоте лезу вверх.
8-00 До конца миссии оставалось 9 минут и я решил сообщить о своём квадрате, тем более высота у меня была достаточная.
9-08 Сзади справа я увидел у себя на хвосте Яка. Тут самая лучшая защита это спираль с климбом. Тем более, что Як достаточно далеко от меня и с чуть меньшей энергией.
9-25 Выход из спирали позволил мне оказаться сзади Яка. Но дистанция до него была очень большой. Сразу видно, что пилот Яка достаточно опытный. Но я следую за яком, так как именно он в данный момент цель номер один.
10-00 Як пошёл в левый вираж. Я делаю свой любимый Йо-Йо.
10-12 Вот и кобра подошла. У Яка больше энергия, поэтому первым надо атаковать именно его. Тем более что в кобре менее опытный пилот.
10-22 Як сделал вертикальный вираж и ушёл в сторону. Мне нужна высота (преимущество по высоте)
10-28 Захожу на Яка.
10-33 Я посмотрел на кобру и на Яка и оценил их энергии. Выбираю кого атаковать. Кобра вроде на той же высоте, но у яка больше скорость. Значит первым Яка.
10-38 Як стоит в вертикальных виражах. Ну что-же это хорошо. Лезу вверх.
10-50 теперь кобра выше Яка.
10-57 делаю климб в спирали и падаю на Кобру. А вот Як тут же рядом с коброй и в более выгодной позиции для меня. Переключаюсь на Яка.
11-09 Немного нехватило, а ракурс был хороший. Мог бы и подранить.
11-20 После атаки лезу вверх и высматриваю – что будут делать противники.
11-46 Як у меня сзади и я делаю как обычно климб в спирали.
12-26 Энергии у противников одинаковые. Поэтому первая цель по прежнему як. Вот он проходит подо мной встречным курсом.
12-42 Делаю заход из хорошего положения.
12-55 неудачная заградительная очередь. Я потерял слишком много энергии в довороте. Теперь нужно набрать запас высоты.
13-14 Я опять выше Яка и сейчас вот-вот окажусь сзади него.
13-37 Я достал таки Яка в вираже и продырявил бензобак.
13-43 Кобра под Яком. Если Як ранен, то скорее всего он выйдет из боя. После этого надо заняться коброй. Ну а если Як не выйдет, то его надо добить.
14-10 Як затягивает меня в виражи и тянет вниз. Его манёвренность говорит об отсутствии каких либо серьёзных повреждений. Вниз и в виражи мне нельзя. Иду опять наверх. До конца миссии осталось 2 минуты. Потом будет перезагрузка карты.
14-26 Вижу сзади кобру. Пока я гнался за Яком в виражах кобра могла разогнаться.
14-34 Мне везёт, потому что и кобра и Як летают вместе в поле моего зрения. Я выше их обоих и буду атаковать певого попавшегося противника. Так как времени остаётся крайне мало, то я решаю бросить Яка и попробовать пройтись залпом по кобре. Может и удастся сбить.
14-53 Очередь по кобре получилась смачной. Но он остался в воздухе. А вот теперь Як получил приемущество и мне нужно своливать из боя.
15-16 Ну точно – Як на шести у меня на моей скорости. Теперь пикировать и отрываться. Делаю сплит и пикирую отвесно вниз. Если бы не окончание времени, то скорее всего я бы сбил кого-то из них. Кобра получила повреждение двигателя, а у яка было пробито крыло.

Трек наглядно показал, что бой на вертикали позволяет вести борьбу с парой в одиночку. Главное держать противников внизу и не давать им подниматься.
Но всётаки бой на вертикали эффективнее и безопаснее вести в паре. По своей сути бои на вертикали в паре почти такие же, как и в одиночку. Но есть одно «НО». Бой в паре будет эффективным, если в действиях обоих напарников будет хорошая слаженность. Суть боя в паре на вертикали проста. Первый из пары пытается атаковать противника, а после атаки уходит вверх, либо просто сажает себе на шесть противника и тянет его вверх. Второй из пары делает атаку по вывешенному противнику. Вести бой в паре можно и с двумя и с тремя противниками. Число их значения не имеет. Главное, чтобы атаки строились по самому верхнему. В вывешенного противника без скорости и без возможности активно маневрировать стрелять проще, поэтому такая тактика очень эффективна. Атаковать нужно только тех, кто лезет за вами вверх. Если подраненный противник пытается выйти из боя, то устраивать погоню за ним можно лишь в том случае, если нет других противников или они гораздо ниже. Как только вы заметили кого-то, кто выше вас, то все усилия нужно переключать уже на него. Вы как бы играете в Царя-Горы. Пытаетесь удержать высоту и одновременно пострелять по вашим противникам.
Большое занчение при полётах в паре с ведением вертикальных боёв играет одинаковые типы самолётов. Потому-что разность в характеристиках кравтов не позволят вам выполнить теже манёвры, что сделал ваш напарник.
На последок в этой теме расскажу о том что я делаю обычно, когда вижу, что противник выигрывает у меня в высоте, а следовательно я проигрываю бой на вертикали. Если вы дорожите жизнью и чуствуете, что противник вас обошёл в высоте, то единственное средство здесь это выйти из боя. Если у вас менее скоростной самолёт, то противник вас просто так не отпустит. В этом случае я обычно прячусь в облаках и лечу к своим зениткам, при этом незабывая звать на помощь. Ни в коем случае нельзя спускаться до земли. Помните, что у земли вы имеете меньше шансов делать оборонительные манёвры. Вы можете выполнять только вираж, или выполнять фигуры вверх с потерей скорости и следовательно манёвренности. Вы не имеете возможности в этом случае делать фигуры вниз – там земля. После того как вы сделали фигуру вниз, нужно сразу же позаботиться о наборе высоты. Лучше всего это делать в облаках.
Некоторые пилоты, чуствуя свою беспомощность перед атакующим сверху противником, предлагают атаки на лобовых. Техника такой атаки очень проста. Когда противник после своего очередного захода на нас пошёл вверх, мы пошли вниз для набора скорости. В это время противник завис над нами и пошёл в очередное пикирование. Мы же разогнавшись в пикировании доворачиваем на него и идём в лоб, имея хороший запас в скорости. При этом у нас есть определённое приемущество. Мы чётко видим противника на фоне светлого неба. Противник нас видит, но плохо, потому что мы сливаемся у него с лесом или полем. В любом случае метится в лобовой нам проще то есть проще тем, кто ниже). Но в таких случаях возможны столкновения. Дело в том, что противнику очень сложно определить расстояние и он может просто неуспеть отвернуть. Мы же отвернуть не можем, так как мы летим вверх с потерей скорости и часто момент схождения совпадает с нашим зависанием. Так что это один из вариантов защиты, но рискованный.

Назад

Используются технологии uCoz