Этот раздел я начну с того, что у каждого уважающего себя вирпила
должна быть составленная им же таблица характеристик тех кравтов, на которых
этот вирпил летает, ну и естественно теже характеристики основных противников.
Почему составленная им же? Тут как в затягивании болтов, крепящих колёса автомобиля.
Если ты хочешь быть уверен в известных тебе характеристиках, проверь сам. Иначе
может получиться как в случае с компарём.
Компарь (ILC2), это специальная программа, которая на графиках показывает различные
характеристики всех кравтов , представленных в игре.
Лежит здесь, правда для версии 3.02
Файлы и программы\il2c_v25_pf302\ILC2.exe
По идее очень удобная программа. Если бы не одно но. Несовпадает компарь с теми
измерениями, что я сам лично намерил в простом редакторе. Пускай не на много,
но всёже несовпадает. А в бою, особенно при уходе от погони бывают важны 5 км
в час.
Короче отношение у меня к компарям мягко говоря прохладное. Взял в свободное
время да и составил таблицы по интересующим меня кравтам. Более того компари
не дают очень многих характеристик, которые очень важны. Например скорость флаттера.
Удержание скорости после разгона. Даже скороподъёмность в компаре даётся только
на высоте 1000 метров. А между тем скороподъёмность у самолётов резко отличается
от высоты. Так, например, ни в одном компаре судя по характеристикам Та-152
не могла уйти от Ла-7. А в игре уходит плавным климбом после 2000 метров. Тоже
самое и с Фоками против Ла-5ФН. У мессера Г-2 после 4000 скороподъёмность на
порядок выше чем у Ла-5, а до 4000 примерно одинакова. Всего этого в компарях
нет.
Теперь самое интересное. Характиристики кравтов. Именно характерстики играют
главную роль при выборе тактики боя. Я бы расставил характеристики самолётов
в порядке значимости таким вот образом:
- Скорость
- Скороподъемность (климб)
- Вираж
- Вооружение (мощь залпа и боекомплект)
- Скорость пикирования (скорость флаттера)
Это на мой взгляд самые главные характеристики любого истребителя
в порядке значимости. Как видите на первом месте скорость и только на третьем
вираж.
Именно скорость обеспечивает выполнение самого главного моего
условия – остаться в живых путем выхода из боя. Но скорость помогает не только
сбежать. Скорость еще помогает занять наивыгоднейшую позицию после схождения.
Скорость позволяет быть просто недосягаемым для противника. Одним словом скорость
позволяет вам навязывать противнику бой, который вам нужен. Противник его обязан
принять, у него нет выбора, а у вас есть, если вам не выгодно вы можете свалить
из боя в любой момент. Так например часто встречающаяся комбинация – Ла-5ФН
против месса Г-2 или Фоки А-4 оставляет за Ла-5 ФН на порядок больше шансов.
Потому что она всегда может сбежать, а вот указанные синие нет. Может сбежать
не просто из боя, может сбежать из невыгодной ситуации и впоследствии занять
выгодную. Вот как описывается приемущество скорости в реальных боевых действиях
(взято из книги “Зеро”). “Часто можно было слышать ругань японских лётчиков
в отношении Р-38 Лайтнинг. Лётчик Р-38 находился в положении, которому можно
было только позавидовать… Их огромная скорость на большой высоте позволяла им
маневрировать до тех пор, пока не будет занята наиболее выгодная позиция, а
затем эти большие истребители бросались с небес вниз, чтобы разнести в дребезги
беспомощные Зеро. Пилоты Лайтнингов сами выбирали когда и где им вступить в
бой и на своих собственных условиях. В таких обстоятельствах Лайтнинг становился
одним из наиболее смертоносных вражеских самолётов”.
Скорость самолёта приобретает просто громаднейшее значение когда вы летите не
один, а в группе или хотя бы в паре. Повторю, что парный бой просто гигантски
переворачивает представление о скорости самолёта, о его роли в бою. А всё от
того что у вас появился напарник.
Скороподъемность! Скороподъемность это таже скорость только
в вертикальной плоскости. Это стихия мессеров. Практически все мессера имеют
колоссальную скороподъемность. Крутой набор высоты за возможно малый промежуток
времени. Как правило высокая скороподъемность позволяет с успехом вести бои
на вертикали, а бой на вертикали это основной тип боя, применяемый для выживания
и поражения противника. Именно поэтому я ставлю скороподъемность на второе место
и только на третье вираж. Говоря о скороподъёмности нужно также обратить внимание
на использование ручного шага винта при полётах. До версии 402 ручной шаг винта
имел колоссальное значение. Он помогал увеличить скорость самолёта и очень сильно
увеличивал скороподъёмность, особенно на BF-109. С выходом патча 4.02 ручной
шаг винта сделали таким, что он стал практически бесполезным. Включая ручной
шаг на мессере его скорость не увеличивается, а скороподъёмность даже падает
при большой опасности спалить двигатель. Единственная ситуация, в которой я
использую ручник это плавный набор высоты на Фоках. Скороподъёмность немного
возрастает но не на много. Так например для наглядности помотрим в таблицу характеристик
и увидим, что с ручным шагом винта фока А-6 набирает высоту с 0 до 3000 за 2-45,
а с использованием автоматического шага винта за 20-55. Разница составляет 10
секунд. Это немного, но всё равно быстрее. При этом значение шага я выставляю
на 100%. Говорят, что в таком режиме двигатель начинает греться быстрее, но
я не замечал этого. Греется примерно также. На красных самолётах использование
ручного шага ничего не даёт кроме как установления экономичного режима работы
двигателя.
Вираж. Ну про вираж наверное знают все. Способность в кратчайший
отрезок времени с наименьшим радиусом развернуться на противника очень полезное
свойство самолёта. И порой без него никуда, а в совокупности со скоростью, как
у Ла-7 получается просто ужасная смесь. Надо только уметь ею пользоваться. Но
в общем отношение к виражам у меня определённо отрицательное. Считаю, что применять
вираж надо в исключительных случаях, когда нет другого выхода. Потому что вираж
это убийца энергии. О том почему и как это происходит я уже рассказывал.
Разворачиваться лучше не в виражах, а боевыми разворотами и подобными фигурами.
Энергия в результате боевого разворота аккамулируется в высоту. Боевые развороты
это самый основной приём при ведении боя на виражах в свалках. Особенно это
касается фок и других неманевренных самолётов, для которых потеря энергии в
бою означает пройгрыш в схватке.
Вооружение. О мощи вооружения начинаешь понимать когда садишься на фоку. 4 пушки по 20 мм + 2 пулемёта это сила. В переднюю полусферу такому самолёту лучше не попадаться. В любом случае я вооружение считаю хорошим если противника можно поразить одним заходом сзади. Если нужно несколько заходов, то вооружение так себе. Ну а если нужно висеть на хвосте и пилить, то вооружение отстойное. К отстойному вооружению я отношу Харрикейна с 12-ю пулемётами мелкого калибра и все подобные самолёты. Хорошее вооружение как я уже сказал на Фоке. Та-152 имеет отличнейшее вооружение ( 1 МК-108 + 2 по 20 мм пушки). Лавки имеют хорошее вооружение. Ранние Лагги тоже хорошо вооружены. И-16 с двумя крыльевыми пушками также хорошо вооружён. А вот американские самолёты я не люблю. Пулемётами мустанга или Тандерболта нужно очень долго пилить противника. Также не люблю и пушку кобры. Нелюблю из-за низкой скорострельности. Потому что в атаках на пересекающихся курсах снаряды из-за низкой скорострельности проскакивают мимо цели.
Последней характеристикой достойной внимания является флаттер.
Максимальная скорость которую может развить кравт на пикировании. Так например
почти все Советские самолеты разваливаются уже на 650-670 км в час. Лавки и
Кобры могут лететь и с большей скоростью. Другое дело американские и немецкие
самолеты. Так тандерболт может пикировать со скорость 950 км в час и может легко
достать того же Ме-262 с реактивными двигателями. Фока, мессер, все они легко
держат скорость пикирования в районе 780-800 км в час. Хорошая скорость на пикировании
нужна прежде всего для двух целей.
Во-первых выйти из боя чтоб не догнали.
Во-вторых очень полезна эта характеристика при бум-зуме. Когда разогнавшись
с большой высоты на противника, идущего гораздо ниже тебя атакуем и потом резко
взмываем вверх на полном газу на недосягаемую высоту. При этом чем больше скорость
пикирования тем на большую высоту можно убежать. Но об этом ниже.
В литературе и в частности в мемуарах известных лётчиков очень часто встречается
описание такой характеристики самолётов как разггон. Она определяет насколько
быстро самолёт может развить скорость. Например вы ведёте бой, потеряли часть
скорости в манёврах и решили выйти из боя. Ваша скорость при этом составила
250 км в час. Вам как можно быстрее нужно набрать 450-500 км в час. Так вот,
разгон как раз и показывает за какое время вы наберёте скорость в 450 скажем
с 250 км в час. Но по моим убеждениям и собственному опыту разгонные характеристики
в игре не обсчитываются. Так например везде и всюду говориться о том, что Лагг-3
был очень инертным самолётом и очень плохо набирал скорость. Як-1 же напротив
был таким шустрым, что очень быстро набирал максимальную скорость. Но в игре
эти кравты разгоняются одинаково. Можете проверить сами. Тоже самое относится
и к другим самолётам. Игра конечно же считает разгон каждого кравта, но делает
это в зависимости от конечной максимальной скорости того или иного самолёта.
Например, Ла-7 будет разгоняться быстрее Ла-5, потому что конечная скорость
у Ла-7 быстрее, а вот по сравнению с FW-190D-9 у Ла-7 приемущества в разгоне
не будет или будет, но минимальное, а всё из-за конечных максимальных скоростей.
Итак мы разобрали основные характеристики кравтов. Нужно не только знать характеристики
и уметь выбрать конкретную тактику, а также уметь пользоваться конкретными тактическими
приёмами с использованием этих самых характеристик.
Теперь собственно характеристики конкретных кравтов. Они должны быть сведены
в таблицу и распечатаны. Во время полётов такая таблица всегда находится у меня
перед глазами. Пример такой таблицы находится здесь:
files_and_programs\ttx.xls (размер
22 Кb)
Разберу подробно составляющие талицы:
V 0m – это скорость самолёта на высоте 0 м (вернее в 10 метрах
над морем). В скобках дана максимальная скорость, которую может развить самолёт
с закрытым радиатором и на форсаже. Эта скорость держиться недолго, затем двигатель
перегревается и надо переходить на режим полёта, при котором возможен долгий
полёт. Как правило это полностью открытый радиатор и выключение форсажа. Без
скобок дана скорость как раз на таком режиме. На этом режиме возможно пролететь
скольугодно большое расстояние без перегрева двигателя. Это очень важная характеристика,
поскольку именно она определяет скорости кравтов в погоне.
V 3000 m, V 6000 m, V 8000 m – тоже самое только для высот
3000 метров, 6000 метров и 8000 метров соответственно. Можно также померить
скорости на больших высотах, скажем 9000 или 10.000, но мне это не нужно. Бои
проходят в основном до 8000 метров.
Климб с 0 до 1 2 3 4 5 6 7 8 Км – это скороподъёмность. Замеряется
в простом редакторе на максимальной скорости и форсаже на холодном двигателе
с высоты 100 метров. При этом скорость по спидбару я держу обычно 210-230 км
в час. Замер происходит через каждые 1000 метров с помощью секундомера. При
этом получаются данные в цепочке. Так например для Харрикейна получились следующие
данные: 0-56 1-10 1-05 1-08 1-00 1-05 1-16 1-37. Это означает, что со 100 до
1000 метров Хурик поднимется за 56 секунд, с 1000 до 2000 за 1 мин.10 секунд,
и т.д. до 8000 метров. Последнюю тысячу Хурик преодолеет за 1минуту 37 секунд.
V пикирования – скорость флаттера. Это скорость, при которой
начинается разрушение самолёта. Вобщето я в эту графу записываю скорость, при
котором флаттер ещё не наступает. Замер производится исключително на прямой
(полёт вниз без маневрирования), на высоте примерно 2000-3000 метров.
T. перегрева крит. – это время, которое может работать двигатель
в перегретом состоянии на максимальных режимах (радиатор закрыт + форсаж) до
момента, когда наступает стук в движке.
V после пикирования - в сложном редакторе я пикирую под определённым углом и
затем у земли выравниваю самолёт в горизонтальный полёт. При этом, в определённых
местах (я там поставил стадионы) я засекаю скорость самолёта. Скорость самолёта
после пикирования будет естественно снижаться. Данная характеристика показывает
тенденцию снижения скорости после разгона в пикировании – очень полезная характеристика
в плане бегства пикированием.
Время полёта – показывает среднюю продолжительность вылета
при полной заправке топливом на околофорсажных режимах.
Пологий набор – климб со скоростью по спитбару 350-400 км в
час. Что бы отследить изменение этой характеристики климб замеряется через каждые
1000 метров секундомером отрезками.
Что касается виража как одной из главных характеристик самолёта, то я не привёл
её в таблице по одной причине – я не знаю как замерить вираж. Но это не единственная
причина. Все самолёты по виражу я делю на три части:
- хорошо виражат (Чайка, Брюстер, Ишак, Зеро)
- средненько виражат (Як, Лавка, мессер, Лагг)
- плохо виражат (Фока, Тандерболт, Мустанг, Лайтнинг)
Этого мне хватает. Мне неинтересно кто-кого перевиражит Зерро или Ишак, Мессер
Г-2 или Ла-5ФН. Я не собираюсь выяснять это. Один раз (я был на Г-2) меня перевиражил
Як-7Б. Как он это сделал фиг его знает, но, проиграв в вираже, я ушёл в вертикаль
и его сбил. С тех пор для меня все Яки по виражу в одной «коробке» с мессерами.
Сейчас я полезу в вираж за противником, только в случае, если буду уверен, что
он намного уступает мне в вираже.
Ну, вот, пожалуй и всё по поводу различных характеристик, тактик,
теории. Пора перейти к разбору конкретных тактик более подробно. Напомню, что
основных тактик всего три это свалка, бум-зум, и бой на вертикали.